Банный блог

Банная дипломатия по-фински


В стране с чистейшим воздухом и уникальными пейзажами, являющейся родиной Санта-Клауса – Финляндии – во времена холодной войны возникла банная дипломатия. Роль сауны в жизни финнов переоценить невозможно: там на пять с половиной миллионов жителей приходится три миллиона саун. Почти каждый финн впервые попадает в парилку в возрасте не старше двух лет. Парная в Финляндии – это место релаксации, площадка для заключения сделок, обсуждения важных политических вопросов. Там проводятся правительственные заседания, а политики даже дают интервью. При всех 98-ми дипломатических представительствах Финляндии в разных странах оборудованы традиционные сауны. Одним словом, парная стала неотъемлемой частью финской дипломатии и политики.

Одним из первых политиков, кому довелось испытать на себе действие горячего финского пара, стал Никита Хрущев. В 1960-м году президент Финляндии Урхо Кекконен пригласил генерального секретаря КПСС в сауну посольства в Москве. Пятичасовой сеанс позволил достичь договоренности о беспрепятственной интеграции Финляндии в европейское сообщество свободной торговли.

Через 18 лет действие банной дипломатии испытал на себе министр обороны СССР Дмитрий Устинов. И тут банная тактика себя оправдала: переговоры министров обороны двух стран прошли в парной, после чего вопрос о втягивании Финляндии в военный альянс с Советским Союзом больше не поднимался.
Когда в 1978 году исполнилось 30 лет Договору о дружбе и сотрудничестве между Финляндией и СССР, было принято политическое решение отметить юбилей созданием совместного фильма по книге финского классика Майю Лассила "За спичками". По сюжету главный герой после трех дней безумных приключений возвращается домой и в счастливом финале вместе с женой парится в сауне...

Это был редкий случай, когда решение о съемках эксцентричной комедии было принято на таком высоком политическом уровне. Выполнить государственное задание было поручено режиссеру Леониду Гайдаю, главную роль сыграл Евгений Леонов.

Съемки велись под пристальным контролем соответствующих органов. Особенно советское руководство волновала сцена финала: в ней после большого разлада супружеская пара в домашней сауне наконец приходит к примирению. Показать такое в советском фильме в 1979-м году было немыслимо. Но при этом невозможно было обидеть финских друзей, которые с огромным энтузиазмом приняли идею фильма и с нетерпением ждали премьеры. Для них мужу и жене вместе сходить в сауну - это нечто совершенно естественное. Финский продюсер, обеспечивший финансирование, на этой сцене категорически настаивал.

Было принято воистину соломоново решение: для фильма сняли две версии финала. Один в сауне – для Финляндии, второй – для несознательных советских зрителей.