В разные периоды истории цивилизации баня неоднократно становилась центром культурной и политической жизни. Традиция эта зародилась еще во времена Древней Греции и Древнего Рима, где общественные термы появились в III веке до нашей эры. Посещать их было принято ежедневно.
Принимались ли там судьбоносные для Римской империи решения? Скорее всего, да – точно мы, увы, уже об этом не узнаем. Давно это было. Но свой знаменитый закон о силе, действующей на тело, погруженной в жидкость, Архимед открыл во время посещения такой бани. Он пришел в термы, чтобы обдумать, как выполнить сложное задание Гиерона, царя Сиракуз, при котором состоял советником. Требовалось высчитать объем царской короны – для того, чтобы уличить в обмане ювелира, эту корону изготовившего. И теплая ванна подсказала решение!
Возглас "Эврика!" дословно означает "Нашёл!". После Архимеда это означает озарение, приведшее к решению сложной задачи.
В средние века в европейских городах было множество бань. До нас дошли картины и гравюры с изображением сцен купания. В новое время (XVI-XVIII вв.) водные процедуры применялись в лечебных целях, для неги и плотских утех, а также для деловых встреч и обсуждения политических вопросов.
В эпоху Возрождения купальни как и во времена Римской империи превратились в клубы, где обсуждались политические вопросы. Иллюстрация: книжная гравюра XVI века.
В ХХ веке банные встречи получили особое распространение. Как известно, Ленин и Сталин не были поклонниками парной. А вот начиная с Хрущева, сауна и баня становятся чуть ли не вспомогательным инструментом политики.